Апелляция разъяснила причины отмены приговоров по "сделкам с правосудием"
Саратовский областной суд представил на своем сайте обобщение судебной практики по рассмотрению районными и городскими судами дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве за 1-е полугодие 2014 года.
В обобщении рассматриваются причины отмены и изменения судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, анализируются ошибки и нарушений судей при рассмотрении дел в особом порядке, а также причины прекращения особого порядка судебного разбирательства.
Как отмечает Саратовский облсуд, в ряде случаев причинами отмены приговоров послужили невнимательное изучение судами положений главы 40.1 УПК РФ, а также ненадлежащие изучение текста досудебного соглашения и обвинительного заключения, касающихся квалификации содеянного осужденными.
Так, Октябрьским районным судом Саратова рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном главой 40.1 УПК РФ уголовное дело в отношении Т. обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 (Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ч. 1 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Как следует из материалов уголовного дела, в ходе предварительного следствия Т. заявил ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое было удовлетворено и заключено. Впоследствии прокурором, наряду с обвинительным заключением, было направлено в суд представление об особом порядке проведения судебного заседания.
Приговором Октябрьского райсуда от 2 апреля 2014 года Т. признан виновным по п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ему назначено наказание с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде 11 лет колонии строгого режима.
Участниками процесса, приговор суда обжалован в апелляционную инстанцию. Как было установлено судебной коллегией по уголовным делам Саратовского областного суда, при апелляционном рассмотрении указанного уголовного дела, фактически условия, содержащиеся в досудебном соглашении от 27 января 2014 года, заключенном между Т. и заместителем прокурора согласованы не были.
Из содержания досудебного соглашения о сотрудничестве, заключенного с Т., следует, что в нем отсутствует указание на квалификацию его действий, в том числе по квалифицирующему признаку совершения преступлений "организованной группой". При отсутствии в досудебном соглашении условий о квалификации действий Т., ему впоследствии было предъявлено обвинение, в том числе и по данному квалифицирующему признаку. Таким образом, обвинение было изменено на более тяжкое, не предусмотренное досудебным соглашением.
При таких обстоятельствах досудебное соглашение о сотрудничестве, заключенное с Т., судом первой инстанции не могло быть признано соответствующим требованиям закона. В связи с указанными нарушениями уголовно-процессуального законодательства приговор в отношении Т. был отменен, уголовное дело направлено на новое судебное рассмотрение.