Почему адвокаты проигрывают дела
Екатерина Моисеева и Юлия Шестернина из Института проблем правоприменения рассуждают ("Адвокаты от обвинения") в "Ведомостях" о том, что одним из важных факторов, из-за которых по делам публичного обвинения лишь менее 1% обвиняемых получают оправдательные приговоры, является то, что их интересы представляют адвокаты, которые работают "по назначению".
В основном это касается дел в отношении низкостатусных обвиняемых – безработных (64% таких подсудимых) и тех, кто занимается физическим трудом (еще 24%), а также дел, в которых обвиняемый признает свою вину (92%). Когда адвокат, работающий по назначению, попадает в дело благодаря тесным связям с работниками правоохранительных органов, его в юридическом сообществе называют "карманным".
Действуя как карманный, адвокат не ходатайствует о проведении дополнительных следственных действий и экспертиз, не учит обвиняемого давать показания, не отговаривает его от признания вины, не пытается найти процессуальные ошибки следствия. Такое бездействие ускоряет процесс расследования и увеличивает вероятность обвинительного приговора в суде.
Высокая нагрузка судей создает предпосылки для создания другой ниши – "коридорных" адвокатов в суде. Доступность адвокатов и предсказуемость их действий – вот два ключевых маркера карманных и коридорных адвокатов.
Российские карманные адвокаты работают не на клиента, а на систему правоохранительных органов, пишут авторы: их функция заключается в том, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте и соблюсти все необходимые формальности, а цели – это поддержание хороших отношений со следователем, дознавателем и судьей, поскольку именно они обеспечивают завтрашнюю занятость этого адвоката и удобные условия его труда.
Для изменения ситуации нужно изменить организацию процесса – например, создать независимую диспетчерскую службу, которая будет распределять дела между адвокатами по назначению