За отказ в предоставлении информации адвокатам предлагают наказывать
Сенатор намерен уравнять в правах стороны обвинения и защиты, чтобы искоренить в отечественном судопроизводстве обвинительный уклон.
Член Совета Федерации от Владимирской области Антон Беляков подготовил и направил на рассмотрение Госдумы законопроект, укрепляющий, по его мнению, адвокатский статус и обеспечивающий должным образом права подзащитных.
Изменения предлагается внести в ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и ст. 5.39 КоАПа.
Согласно законопроекту, сенатор предлагает сократить время ответа на адвокатский запрос с одного месяца до 10 дней, а также ввести наказание за «непредоставление или несвоевременное предоставление», равно как и предоставление неполной или искаженной информации в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц, для юридических — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
При повторном нарушении увеличивается размер штрафа, а виновному может грозить дисквалификация на срок до года.
По мнению сенатора, для российского уголовного судопроизводства с советских времен характерен обвинительный уклон, что подтверждают данные Верховного суда: в первом полугодии 2014 года доля оправдательных приговоров составила лишь 0,6%.
Сенатор уверен, что причиной неутешительной статистики является то, что сторона обвинения обладает правовыми преимуществами, которые и призван уравновесить законопроект.
Сенатор апеллирует к результатам социологического опроса адвокатов, 97% из которых признались, что в своей практике сталкивались с затруднениями при реализации «права на запрос сведений». По его словам, суть адвокатской деятельности, по мнению многих юристов, искажена, а ее подлинное значение размывается, поскольку законодательно статус адвоката не наделен набором правовых инструментов.
— На запросы следователей любая организация отвечает в течение 10 дней и несет конкретную ответственность за достоверность сведений, согласно закону о следственном комитете. У адвоката таких прав нет. Он может написать запрос и вообще не получить ответа, и никто не понесет ответственности. Для сравнения: во многих западных странах адвокатский запрос приравнивается даже не к запросу обвинения, а к судебному, — пояснил Беляков, добавив, что предложенная им норма может привести к появлению в судах реальной состязательности между следствием и защитой.
Законопроект поддержал президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, в разговоре с «Известиями» выразивший надежду, что документ будет принят. Он также подчеркнул, что адвокатский запрос нельзя приравнивать к рассмотрению жалобы чиновником, поэтому месячный срок ожидания ответа недопустим.
— Надеюсь, что этот законопроект все-таки пройдет, потому что норма, которая не обеспечена санкцией, как правило, оказывается недействующей или очень плохо действующей, — пояснил он. — Адвокатские запросы, с помощью которых очень часто осуществляется защита, остаются зачастую без ответа, несмотря на предусмотренную в законе обязанность предоставления информации.
В поддержку законопроекта также выступил член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Кропачев (ЛДПР), внесший аналогичный документ на рассмотрение нижней палаты парламента еще в 2013 году.
— О чем говорить, если сегодня чиновники с должным вниманием не относятся даже к депутатским запросам, — отметил парламентарий.
— Ранее с коллегой Иваном Сухаревым (также депутат ГД от ЛДПР) мы вносили подобный законопроект. Инициатива была поддержана адвокатским сообществом. Однако нас «завернуло» правительство. Якобы мы нарушаем позицию касательно «тайн», — рассказал народный избранник. — К инициативе коллег из СФ мы относимся положительно, единственный вопрос — как это будет увязываться с нашим законопроектом.
Впервые законопроект, прописывающий аналогичные нормы, был внесен в Госдуму Законодательным собранием Красноярского края в 2006 году. Без малого 5,5 года федеральные депутаты не придавали документу хоть какого-то значения, пока правительство не представило отрицательный отзыв и законопроект не отклонили. В 2013 году депутаты от ЛДПР во главе с Кропачевым попытались продавить законопроект, но правительство снова дало отрицательный отзыв, выбрав в обоснование уже другую причину.
В конце 2014 года стало известно о том, что Министерство юстиции подготовило собственный законопроект «в целях регулирования положений о запросе адвоката и устранение нарушений права адвокатов на запрос сведений», который во многом копирует предыдущие документы, но добавляет право адвокатов на получение информации, составляющей коммерческую, банковскую, налоговую, врачебную и иную тайны.