Парламентарии рекомендуют ужесточить наказание за поджоги лесов
Сенаторы Михаил Марченко и Елена Афанасьева разработали законопроект по ужесточению наказания за умышленный и неумышленный поджог лесных насаждений. По их словам, только за несколько месяцев в России сгорело около 200 тыс. га леса, однако причинами этого является не только природная стихия, но и поведение граждан, которые зачастую на этом зарабатывают. Парламентарии предлагают втрое увеличить штрафы по КоАП РФ, а также уже ужесточить нормы Уголовного кодекса. Эту инициативу поддерживают экологи из «Гринпис» и эксперты, считающие, что в России нужно возобновлять работу службы по охране лесов, ликвидированную в 2006 году.
— К сожалению, из года в год работы у МЧС не уменьшается, как и виновных в этих пожарах, которые зачастую не несут за содеянное никакой ответственности. Что касается Брянской области, которую я представляю в СФ, то для нас это очень актуально, потому что часть лесного массива подвергалась радиационному заражению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и сейчас является своеобразным миниреактором, — пояснил «Известиям» автор законопроекта, сенатор Михаил Марченко, отмечающий, что в его регионе лесные пожары также нередки. Несколько крупных возгораний было уже в начале мая.
По его словам, официальная статистика говорит о том, что чаще всего причиной возгораний являются действия граждан, которые думают, что им всё сойдет с рук. Это как недобросовестные лесопереработчики, которые совершают поджоги для того, чтобы потом забрать этот лес как неликвид для санитарной рубки, но пускают этот лес в переработку, так и недобросовестные граждане, как это случилось недавно в Забайкалье, когда по вине курившего пастуха сгорело 5 га леса.
— Это актуальная проблема. Об этом говорят и эксперты, и волонтеры, которые борются с пожарами. Именно человеческий фактор стал причиной того, что сейчас происходит в Иркутской области, где уже сгорело около 200 тыс. га леса, — говорит соавтор законопроекта, сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева. По ее словам, нынешняя законодательная форма ответственности не работает — «никто ничего не боится».
Отметим, что сегодня в отношении лиц, действия которых повлекли возгорание лесных насаждений, действует административная и уголовная ответственность. Первый вид ответственности регулируется ст. 8.32 КоАП РФ, которая применяется за нарушение Правил пожарной безопасности (приняты постановлением правительства РФ от 30.06.2007), устанавливающих запреты на определенные виды действий в лесу. В их числе, например, разведение костров в хвойных молодняках, на гарях, торфяниках, лесосеках, в местах с подсохшей травой, запрет на бросание горящих спичек, окурков, стекла, использование на охоте пыжей из горючих или тлеющих материалов, бросание промасленных или пропитанных бензином материалов, а также курение.
За нарушение этих правил предусматривается наказание штрафами: для граждан — от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей; для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; для юридических лиц — от 50 тыс. до 200 тыс. рублей. Чуть серьезнее административные меры за умышленное выжигание травы или лесной подстилки: для граждан — от 3 тыс. до 4 тыс. рублей; для должностных лиц — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей; для юрлиц — от 150 тыс. до 250 тыс. рублей.
Если же действия гражданина привели к лесному пожару, то его накажут штрафом в размере 5 тыс. рублей, должностное лицо заплатит 50 тыс. рублей, а юрлицо — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Штрафы по КоАП авторы законопроекта предлагают увеличить втрое, поскольку речь идет о том, чтобы граждане задумывались о последствиях своего поведения в лесу до трагических последствий.
261 УК РФ и действует только в случае серьезного повреждения или уничтожения лесных массивов. Тут суммы штрафов более весомые, например, за неосторожное обращение с огнем предусматривается штраф от 200 до 400 тыс. рублей, либо принудительные работы до 3 лет или лишение свободы на такой же срок.
За крупный ущерб гражданин должен будет заплатить от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, посетить принудительные работы - до 4 лет или лишение свободы на такой же срок. Высшая мера наказания за причинение крупного ущерба грозит штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей, лишением свободы до 10 лет со штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Как считают авторы законопроекта, и эти суммы не напугают недобросовестных предпринимателей, для которых заплатить несколько сот тысяч не проблема. В данном случае сенаторы предлагают повысить ставки штрафов и за крупный и за неумышленный ущерб до миллиона рублей. А также внести статью отдельный пункт за пал сухой травы и отвественности за уничтожение частной собственности третьих лиц в результате поджога леса.
— Ужесточение ответственности —это неплохо. За это надо наказывать, люди должны бояться. Но этого, на мой взгляд, недостаточно, так как само по себе повышение штрафов редко приводит к системным сдвигам и изменениям, потому что по этой норме мало кто привлекается, так же как и к уголовной ответственности, — рассуждает руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Георгий Куксин, считая, что наказание должно стать неотвратимым.
По его словам, именно пал сухой травы является одной из причин основных возгораний леса, отсюда - любые выжигания сухой травы надо запретить, а ответственность за установленные факты таких возгораний должны нести собственники земли, а также все контролирующие службы, которые уполномочены следить за порядком на этих территориях.
— Поддерживаю меры, предлагаемые сенаторами. Например, в Белоруссии граждане платят высокие штрафы просто за брошенный окурок, серьезное наказание за это в странах Европы — несколько сот евро. Считаю, что и в России за это можно наказывать штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, — рассуждает глава Института лесоведения РАН Андрей Сирин, отмечая, что все придорожные пожары начинались именно с брошенной сигареты.
Помимо ужесточения норм, полагает Сирин, необходимо наделить полномочиями наказания все ведомства, которые следят за порядком в лесах: полицию, МЧС, Россельхоз, Ростехназдор.
— В России необходимо возрождать службу по охране лесов, которая эффективно работала до появления нового Лесного кодекса, а в 2006
году была ликвидирована, — добавляет эксперт.
Сегодня масштабные лесные пожары уже зафиксированы в Забайкальском и Красноярском краях, Иркутской области, Хакасии, Бурятии. По прогнозам Россельхоза, в ближайшее время ожидается увеличение класса пожарной опасности в лесах ряда регионов — Центрального, Приволжского, Уральского, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов.