Минюст разрешит заключенным жаловаться бесплатно
Правозащитники, со своей стороны, подготовили рабочую инструкцию для прокуроров и следователей
Минюст планирует разрешить заключенным бесплатно писать в госорганы и общественные организации. Однако количество жалоб на насилие и коррупцию в местах заключения от этого вряд ли заметно увеличится, считают правозащитники. По их мнению, дело не в деньгах, а в контроле за содержанием писем со стороны администрации. Поэтому, уверены они, заключенных, которые сообщают о каких-либо нарушениях, необходимо включать в программу защиты свидетелей.
Заключенным будет дано право бесплатно направлять корреспонденцию как в госорганы, так и в правозащитные организации. Соответствующий законопроект разрабатывается сейчас в Минюсте. «Планируется предоставить осужденным, не имеющим денежных средств на своих лицевых счетах, возможность направления почтовых и телеграфных отправлений за счет средств федерального бюджета», – говорится в сообщении ведомства. Сегодня любые письма отправляются осужденными за собственный счет. Поэтому те из них, кто не имеет денег на лицевых счетах, по сути, лишены возможности вести даже официальную переписку.
Численность таких заключенных, по данным самого Минюста, превышает 500 тыс. человек. И это при том, что в учреждениях уголовно исполнительной системы (УИС), как уверяет государственная статистика, сегодня содержится порядка 670 тыс. человек. Как объяснил «НГ» член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Валерий Борщев, это связано с безработицей в тюрьмах и, по сути дела, легальными поборами: «Сегодня по стране трудоустроено не более 30% всех заключенных. Их зарплата не превышает 1–2 тыс. плюс вычеты за содержание в камере, питание, лекарства и т.д. Естественно, им не на что слать письма, последние копейки уходят на еду!» При этом, по словам эксперта, хотя с виду инициатива Минюста и неплохая, однако на деле она совершенно бессмысленная.
Борщев рассказал, что вся тюремная корреспонденция сегодня проходит через плотный контроль. Чаще всего, по его словам, заключенные пишут ходатайства и жалобы. И если первые свободно доходят до тех же правозащитных организаций, то вторые, где речь идет о невыносимых условиях содержания и коррупции в стенах исправительных учреждений, просто, утверждает Борщев, изымаются их администрациями. «Нам приходят сотни писем с жалобами на неправомерные действия судей, следователей. При этом единицы из них содержат информацию об условиях жизни в камере. Заключенные осознают, что руководство колонии обязательно узнает о доносе, вскрыв почту, поэтому предпочитают не рисковать», – пояснил правозащитник.
Он считает, что ситуацию здесь надо кардинально менять. Есть уже и подготовленные инициативы по реформе УИС. Среди них имеется и предложение запретить администрации колонии вскрывать конверты, которые заключенные отправляют в госорганы и общественные организации: «Нужно избавиться от придирчивого контроля тюремных чиновников, иначе подобные письма будут приходить в хорошо отцензурированном формате», – заявил Борщев. Он сообщил, что эту и другие подготовленные им поправки уполномоченный по правам человека Элла Памфилова передаст президенту Владимиру Путину на ближайшей своей встрече с ним.
По мнению руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева, инициатива Минюста мало что изменит в судьбе заключенных. Жалобы, по его словам, приходят сегодня из незначительного количества колоний. При этом, подчеркнул собеседник «НГ», есть и так называемые черные зоны, откуда они вообще не поступают: «Например, Омская область. Местная правозащитница Ирина Зайцева недавно собрала несколько сотен свидетельств заключенных о жестоких условиях отбывания ими наказания. Однако после беседы с администрацией все эти люди предпочли отказаться от своих слов. По отношению к ним применяется страшное насилие, и не только со стороны тюремщиков, давление идет также со стороны криминала, сотрудничающего с администрациями». Сейчас, продолжает эксперт, в зонах появилась еще одна тенденция – возбуждать уголовные дела за клевету против осужденных, написавших куда-либо жалобу. Нередко все заканчивается добавлением нового срока.
«Массовые избиения и насилие – привычное явление в УИС. По отношению к сидельцам применима политика запугивания: так, в прошлом году в Мордовии силовики устроили рейд, охватив им с десяток колоний, все это сопровождалось немотивированным избиением попавшихся под руку заключенных. Мы собрали заявления у пострадавших, но затем многие из них забрали свои жалобы. У одного из них после побоев удалили селезенку, так он потом уверял, что самостоятельно ударился с такой силой, а сотрудников колонии он, мол, оболгал», – рассказал Пономарев. Эксперт утверждает, что, очутившись за решеткой, да еще под прессом насилия, ни один человек просто не в состоянии добиваться правды, особенно когда за нее к тому же могут искалечить. «Писать об этом в Следственный комитет нет смысла, поскольку следователи обращаются к оперативникам колонии, чтобы они провели первоначальное дознание. Те, в свою очередь, не подтверждают факта избиения, и на этом все глохнет. Прокуратура же покрывает эти, по сути дела, процессуальные нарушения».
В связи с этим, по словам Пономарева, ряд российских правозащитников подготовили рабочую инструкцию для Генпрокуратуры и Следственного комитета, призванную изменить нормативную базу их работы. Предлагается также тех заключенных, которые пожаловались на свое руководство, включать в программу защиты свидетелей или хотя бы переводить в другую колонию. Теперь правозащитники ждут от власти ответа на эти их предложения.
Кстати, Пономарев нашел в работе УИС и достижения: за последние полгода, по его словам, в стране произошло пять массовых бунтов заключенных, и каждый раз они носили мирный характер, ограничиваясь голодовкой. «К чести ФСИН, ни один из них не был насильно разогнан. Думаю, это говорит, что ведомство готово делать шаги по гуманизации мест заключения», – отметил правозащитник.